Советы специалистов

Главная Карта сайта Контакты
Искать c помощью Яндекса



 

13.03.2011

Двигательный режим ребёнка с ОВЗ /рекомендации для педагогов и родителей/.

Двигательный режим ребёнка с ОВЗ /рекомендации для педагогов и родителей/.


Подготовила Киевская А.Л.


Существует необходимый и достаточный уровень физической активности человека, который характеризуется общими показателями рационального содержания, структуры и использования активного двигательного режима. Этот уровень определяется восстановлением после активной трудовой деятельности, при котором происходит увеличение и накопление энергетических ресурсов организма, повышающих его потенциал и работоспособность.

Регулярная физическая тренировка, повышенный двигательный режим способствуют повышению функциональных возможностей организма.

Рациональная форма двигательной активности – такая двигательная активность, которая обеспечивает необходимые и достаточные показатели физического развития и физической подготовленности, высокую работоспособность, относительно низкую утомляемость в процессе труда, низкую заболеваемость и прочное здоровье.

Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью.

Учебные перегрузки школьников, увлечение компьютерными играми, интернетом, фильмами, недостаток времени для занятий физкультурой – главные причины малоподвижного /а значит, нездорового/ образа жизни. Малоподвижный образ жизни, в свою очередь, приводит к задержке роста и развития, снижению способностей всего организма к адаптации, сердечно-сосудистым заболеваниям, нарушениям обмена веществ, растройствам эндокринной системы и многому другому.

Формы двигательной активности следующие:

  • утренняя гигиеническая гимнастика /зарядка/;

  • физкультминутки;

  • динамические паузы /в начальной школе между 3 и 4 уроками/;

  • корригирующая гимнастика;

  • танцевальные перемены;

  • Дни здоровья”;

  • прогулочные, игровые и соревновательные перемены;

  • плавание;

  • лыжи;

  • туристические походы в выходные дни и т.п.

Утренняя гигиеническая гимнастика – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры.

Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Проводимая обычно после сна, зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности /кровообращение, дыхание, обмен веществ и др./. Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя к его повседневному рабочему состоянию.

У людей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность, Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья.

Физические упражнения зарядки – простые и доступные для людей различной физической подготовленности и разного состояния здоровья.

Зарядка должна проводиться в хорошо проветренной комнате или на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры – влажное обтирание, приём душа, летом – купание. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время выполнения упражнений. Для регулирования нагрузки важное значение имеет самоконтроль – наблюдение за физическим состоянием /подсчёт пульса, внешние признаки утомления, самочувствия/.

Физкультминутки.

На уроке они не должны отнимать много времени, т.к. включены в ткань учебного процесса. Каждое движение не должно занимать более 1-3х минут. В идеале, в рамках урока упражнения должны быть проведены в начале, середине и конце урока.

В начале урока они активизируют мыслительную деятельность.

В середине урока /до момента наступления усталости/ - способствуют профилактике учебного стресса.

В конце урока – помогают закреплению учебного материала и поддержанию ресурсного состояния личности.

Упражнения выполняются сидя за партой или стоя рядом с ней, т.к. нет места на перемещения.

Плавание.

В этом виде циклических упражнений участвуют все мышечные группы, но вследствие горизонтального положения тела и специфики водной среды нагрузка на систему кровообращения в плавании меньше, чем, например, в ходьбе на лыжах.

Специфика условий для занятий плаванием /повышенная влажность, микроклимат бассейна/ особенно благоприятны для людей с бронхиальной астмой.

Практическое отсутствие нагрузки на суставы и позвоночник позволяют успешно использовать этот вид мышечной деятельности при заболеваниях позвоночника.

Плавание может стать прекрасным средством нормализации массы тела / при условии регулярности нагрузки: не менее 30 мин. 3 раза в неделю/.

Ходьба на лыжах.

Участие в работе практически всех основных мышечных групп способствует гармоничному развитию элементов опорно-двигательного аппарата.

Этот вид упражнений благоприятно влияет на нервную систему, т.к. выполняется на свежем воздухе. Специфика двигательного навыка в ходьбе на лыжах повышает чувство равновесия в результате тренировки опорно-двигательного аппарата. Отчетливо проявляется и закаливающий эффект, повышается невосприимчивость организма к простудным заболеваниям.

В связи с вероятностью травматизма для лыжных прогулок следует выбирать относительно ровные трассы без большого перепада высот. Крутые подъёмы оказывают дополнительную /порой чрезмерную/ нагрузку на систему кровообращения.


Биологическая потребность в движении растущего организма должна удовлетворяться многократно, как приём пищи, т.е. не менее 4-5 раз в день:

1 порция утром – гигиеническая гимнастика, 2 порции днём – двигательный отдых на уроках и между ними, 2 порции во второй половине дня. /Всего в день – 2,5 –3 часа/.

Очень важно, чтобы сам школьник уделял внимание своему развитию, любил занятия физкультурой, любил себя и своё тело, понимал значение занятий физ. культурой для всей будущей жизни.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребёнка культуру физических занятий, демонстрируя это на своём собственном примере.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своём уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребёнка.


Возврат к списку


 
Разработка сайта — Метамакс