Состояние проблемы интеграции основного общего и дополнительного образования школьников в современных условиях
Буянова Е.А., аспирант
кафедры педагогики МГОУ
Состояние проблемы интеграции основного общего и дополнительного образования школьников в современных условиях
В концепции долгосрочного социально-эконом
В соответствии с этой концепцией в модели «Российского образования 2020» звучит идея о том, что «к 2012 году на каждого школьника в среднем за счет бюджетных средств будет приходиться не менее двух часов дополнительного образования в неделю, а к 2020 году – не менее 6 часов. Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом самообразования. Очевидно, в этих условиях для предотвращения учебных перегрузок школьников, обучающихся в системе дополнительного образования требуется поиск путей оптимизации их учебно-познавате
В отечественной педагогике исследователями уделяется немало внимания вопросам интеграции образования. Как отмечает исследователь А.Я. Данилюк, «проблема интеграции активно обсуждалась педагогами еще тогда, когда ею серьезно не интересовались ни философы, ни методологи, ни политики. Эта категория в педагогике представляет собой продукт сложных диалектических превращений научного сознания, подчиняющегося не каким-то конъюнктурным устремлениям, но впитавшего в себя достижения мировой культуры и порой драматический опыт развития отечественного образования» [2].
Проблема интеграции рассматривается, прежде всего, в отечественной науке: философии на общетеоретическо
Педагогический аспект интеграции, как показывает анализ работ в данном направлении, нашел отражение в исследованиях В.С. Безруковой, Г.М. Доброва, В.М. Максимовой, О.М. Сичивицы, И.П. Яковлева и др. В частности, И.П. Яковлев, называя интеграцию ведущей тенденцией развития общества, науки и образования, указывает на большое значение выявления условий наиболее успешного протекания интеграционных процессов в образовании и на «необходимость их теоретического анализа» [10].
Первоочередной задачей исследования интеграции образования является исследование ее природы (Б.М. Кедров, М.Г. Чепиков, Г.М. Добров и др.). Эти ученые рассматривали интеграцию как неотъемлемую составляющую дифференциации научного знания. В частности, Б.М. Кедров указал на то, что в развитии научного знания «выступают две прямо противоположные и, казалось бы, взаимоисключающи
Вопросы практической интеграции в педагогическом процессе нашли свое отражение во многих научных работах С.М. Арефьева, С.Ю. Бурилова, В.В. Гузеев, В.А. Кленикова, В.М. Панфилова, В.Б. Синников, С.Ю. Страшнюк, П.А. Хроменкова и др. Анализ работ этих авторов показывает, что практическая интеграция подразумевает использование различных приемов, методов и путей обучения. В первую очередь, это создание интегрированных курсов, интеграции предметов и их составляющих. Предлагая различные пути реализации интеграции в педагогическом процессе, авторы подчеркивают их положительное влияние на процесс обучения и воспитания и выделяют ряд преимуществ: исключение дублирования материала; возможность опираться на уже полученные знания при изучении нового материала; формирование в сознании учащегося целостной картины мира, основ научных знаний и умений, и, как следствие, повышения интереса к учебе.
Анализ изученной нами литературы позволяет установить, что впервые понятие интеграции в педагогике было введено И.Д. Зверевым и В.Н. Максимовой: «Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» [4].
Следует отметить, что не менее важными задачами являются задачи, решение которых позволяет исследовать подходы к интеграции образования на основе существующих интегративно-пед
Во вторую группу автор относит образовательно-в
На основе существующих концепций интеграции образования разрабатываются его теории. Мы считаем, что заслуживает внимания теория интеграции образования, разработанная А
В этой теории автор выделяет три принципа интеграции образования:
1. Диалектическое единство интеграции и дифференциации. Интеграция диалектически связана с дифференциацией. Интеграция и дифференциация рассматриваются как две тенденции человеческого познания: а) представлять мир как единое целое, б) глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем. Дифференциация и интеграция проявляются одна в другой и одна через другую. Дифференциация не ведет к утрате целостности системы, напротив, она является необходимым условием ее развития и функционирования
2. Антропоцентризм – особое, исторически складывающееся отношение педагога к образовательному процессу, в котором центральное место и активная роль отводится ученику. Согласно принципу антропоцентризма
3. Культуросообразн
Мы полагаем, данные принципы составляют системно-категор
Дополнительное образование детей, как известно, является сегодня важной и значимой частью непрерывного педагогического процесса. В последние годы развернулась серьезная научно-методичес
Теоретические основы дополнительного образования раскрываются в трудах В.В. Беловой, В.А. Березиной, Л.И. Боровикова, А.К. Бруднова, Г.П. Будановой, В.П. Голованова, Е.Б. Евладовой, М.Б. Коваль, О.Е. Лебедева, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой, В.И. Панова, И.И. Фришман и других.
Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова и Н.Н. Михайлова в учебном пособии "Дополнительное образование детей" раскрывают необходимость интеграции основного общего и дополнительного образования школьников. Изучая образование как целостную систему, которая обеспечивает взаимосвязь субъектов и объектов образовательной деятельности, непрерывность процесса образования, они считают, что данная система предполагает две цели - социализацию (то есть естественный процесс становления индивида, личности в обществе) и индивидуализацию (то есть процесс организации и самоорганизации своей жизни в обществе индивидом). Для успешной реализации каждой из них необходимо, с одной стороны, иметь две автономные по целям, задачам и педагогической деятельности сферы. А, с другой стороны, - интегрировать эти сферы в единое образовательное пространство, которое создает необходимые условия для целостного образования ребенка. Этими двумя автономными сферами, по мнению авторов, являются основное и дополнительное образование, каждое из которых направлено на решение своих целей и задач, но в совокупности этих сфер и лежит смысл образования.
В этом учебном пособии высказывается мысль о том, что образование и основное в частности выступает как универсальный способ трансляции культуры в сознании и поведении личности школьника. При этом главными видами деятельности – воспитание и обучение, обеспечивающие социализацию ребенка. В сфере дополнительного образования образование выступает как культурно-истори
По мнению авторов учебного пособия, основное и дополнительное образование, безусловно, имеют определенную специфику, как в целевых ориентирах, так и в содержании и способах организации деятельности. Но оба эти вида образования рассматриваются как равноправные сферы общего образования, обеспечивающие его целостность.
О.С. Газман, рассматривая образование как гармонию двух сущностно различных процессов: социализации и индивидуализации личности, уточняет соотношение общего и дополнительного образования. Так, под дополнительным образованием понимает "деятельность детей и взрослых за пределами регламентированн
О.Е. Лебедев также исходит из того, что и основное, и дополнительное образование детей являются взаимодействующи
Таким образом, оценивая состояние проблем интеграции основного общего и дополнительного образования школьников в современных условиях, можно утверждать, что в теоретической педагогике существует база (концепции и теории) для исследования вопросов интеграции образования, а в практической педагогике разработаны отдельные пособия для педагогических работников по интеграции основного общего и дополнительного образования школьников.
Литература
-
Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.:МИРОС, 2002- с.91-92
-
Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. – Ростов-н/Д., 2000.-440с.
-
Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О.Е. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2000.- с.37
-
Зверев И.Д., Максимова В.П. МПС в современной школе. - М.: Педагогика, 1981.- 160с.
-
Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие /Под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. – М., 2006.
-
Кедров В. М. Классификация наук: Прогноз К. Маркса о науке будущего / В. М. Кедров. – М.: Мысль, 1985. – 543 с.
-
Концепция долгосрочного социально-эконом
ического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р -
Российской образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. К IX Междунар.науч.ко
нф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008г / под ред. Я.Кузьминова, И. Фрумина; Гос. Ун-т – высшая школа экономики. - М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2008. – 39 с. -
Чапаев Н.К. Структура и содержание теоретико-методо
логического обеспечения педагогической интеграции. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Екатеринбург, 1998. -
Яковлев И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством/ И.П. Яковлев. – Л.: Издательство ЛГУ, 1987. – 128с.